Почти треть доходов республиканского бюджета формируется за счёт трансфертов из Национального фонда
В соответствии с Бюджетным кодексом Республики Казахстан утверждаются, исполняются и являются самостоятельными бюджеты местных исполнительных органов (села, районы, города, области) и республиканский бюджет, утверждаемый соответствующим законом. В качестве аналитической информации также формируются государственный и консолидированный бюджет, которые не подлежат утверждению.
Государственный бюджет включает республиканский и местные бюджеты без учёта взаимопогашаемых операций между ними.
Консолидированный бюджет включает в себя государственный бюджет, а также поступления и расходы Национального фонда Республики Казахстан без учёта взаимопогашаемых операций между ними. Отметим, что все прямые налоги от организаций нефтяного сектора поступают в Нацфонд.
Доходы бюджета растут опережающими темпами относительно расходов. Так, доходы консолидированного бюджета РК по итогам четырёх месяцев 2019 года составили 3 909,0 млрд тенге, что на 21,7% выше в сравнении с аналогичным периодом прошлого года. Тем временем расходы составили 3 806,1 млрд тенге, увеличившись в сравнении с январём-апрелем 2018 года на 16,7%. Подобная динамика наблюдается только в отношении консолидированного бюджета в связи со значительным ростом налоговых поступлений в Нацфонд. Тем временем доходы республиканского бюджета выросли на 17,4% до 3 333,8 млрд тенге, а доходы государственного бюджета увеличились на 14,7% до 3 972,8 млрд тенге. При этом бюджет страны остаётся дефицитным. Консолидированный бюджет страны по итогам четырёх месяцев сложился с дефицитом в 186,6 млрд тенге, тогда как дефицит бюджета годом ранее составлял 219,3 млрд тенге.
Доходы
По итогам четырёх месяцев 2019 года суммарные налоговые поступления в бюджет составили 3 787,6 млрд тенге, что на 22,1% выше в сравнении с аналогичным периодом прошлого года. Таким образом план по налоговым поступлениям на 2019 год исполнен на 32,4%. При этом более половины налоговых поступлений (54,6%) приходятся на республиканский бюджет – 2 069,4 млрд тенге. Относительно налоговых поступлений в республиканский бюджет также отметим увеличение КПН на 16,8% до 709,0 млрд тенге и рост доходов по НДС на 25,1% до 729,9 млрд тенге. Между тем налоговые поступления в местные бюджеты растут менее выраженно – плюс 5,4% до 708,0 млрд тенге. В том числе, поступления по ИПН увеличились лишь на 1,2% до 289,9 млрд тенге. В то же время налоговые поступления в Нацфонд составили 1 010, 2 млрд тенге, что на 45,3% выше в сравнении с аналогичным периодом прошлого года. Отметим, что КПН составляет более половины налоговых выплат компаний нефтяного сектора (512,2 млрд тенге). В отчётном периоде объем трансфертов из Нацфонда в республиканский бюджет составил 1 085,0 млрд тенге, что приблизительно соответствует трети доходов республиканского бюджета.
Расходы
Совокупные государственные расходы (консолидированный бюджет) за четыре месяца текущего года составили 3 806,1 млрд тенге, что соответствует 29,1% исполнения годового бюджета в 13 075,7 млрд тенге. Отметим, что 50,9% запланированных на 2019 год расходов приходятся на социальные статьи бюджета – социальная помощь и обеспечение (3,2 трлн тенге), образование (2,2 трлн тенге) и здравоохранение (1,3 трлн тенге). Между тем, в январе-апреле расходы по указанным статьям составили 2 209,9 млрд тенге или 58,1% всех расходов за период.
Любое использование аналитических материалов допускается только при наличии гиперссылки на источник afk.kz